Ученые выяснили, как трансформировались российские вузы за 150 лет

Ученые выяснили, как трансформировались российские вузы за 150 лет

Как менялись российские вузы на протяжении 150 лет, проанализировали ученые Тюменского государственного университета (ТюмГУ). По словам исследователей, полученные результаты могут помочь при разработке стратегических проектов развития как отдельных вузов, так и высшей школы в целом. Об этом сообщили в пресс-службе вуза.

На сегодняшний день, по словам специалистов университета, большинство исследований о российских вузах посвящено анализу количественных показателей, например, оплате труда преподавателя, объемам публикаций в научных журналах, финансов, приема студентов, научно-технологические разработок и патентов и другие.

Ученые ТюмГУ провели комплексное исследование и изучили глубинные факторы трансформации вуза — изменения в профессии преподавателя, профессиональной идентичности, организационной культуре, кадровой политике — на примере имперских, советских и постсоветских университетов, в том числе на современных вузах-участниках прошедшей программы «5-100».

"Человек университетский" находится в поиске своих новых функций и нового места в структуре университета. Он в состоянии потери классической идентичности и пока не приобрел новую, релевантную современности. В схожих условиях оказались многие государства. Фигура университетского преподавателя принципиально важна, поскольку все необходимые университету изменения предстоит проделать в конечном счете именно ему, и от его профессиональных и личностных характеристик, от способности меняться, воспринимать и порождать новые практики зависит успех отечественных вузов в будущем", — прокомментировал к.и.н., директор школы исследований окружающей среды и общества (Антропошкола) ТюмГУ Александр Сорокин.

Престиж и изменение профессии преподавателя

В университетском прошлом были как продолжительные периоды, когда принципы их функционирования почти не менялись, так и времена бурных трансформаций, чаще всего совпадавшие с политическими изменениями в стране или со сменой университетской модели.

«В дореволюционной России университетский профессор оставался весьма редким, «штучным» явлением, занимавшем в известном смысле исключительное положение в обществе (экстраординарный профессор — 6 чин по табели о рангах, ординарный профессор — 5 чин, статус личного дворянства). В советское время постепенно профессия вузовского, университетского преподавателя становилась более массовой, что несколько снижало ее престиж, хотя и оставалась на весьма высоком уровне», — рассказал Сорокин.

Ученые выяснили, как трансформировались российские вузы за 150 лет

Источник ria.ru